Меню

 

Главная

История

Стили ландшафтного дизайна

Основные принципы

Запахи уюта

Страхование архитектуры

Живопись и архитектура
Основные понятия

Скульптура из твердых

материалов

Парки, скверы,

сады, бульвары

Подготовка работ

на объектах озеленения

Котетджи

Печки, камины, барбекю

Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЖИВОПИСЬ  И  АРХИТЕКТУРА

 

В современной архитектуре проблемами применения цвета уделяется большое значение. Арсенал художественно – технических средств архитектурной техники находится в прямой зависимости от исторического развития архитектуры, строительной техники и общей изобразительной культуры.

В современной архитектурной графике традиционные приемы оформления чертежных проектов обогащаются поисками новых графических приемов, связанных с созданием оригинальных архитектурных форм, новыми методами проектирования и строительства, спецификой современной архитектуры, использованием новых изобразительных материалов, позволяющих наиболее точно донести до зрителя идею, конструкцию и материал сооружения. Творческие поиски нового графического стиля  - закономерная задача нашего времени.

 

АКВАРЕЛЬ – профессиональное и традиционное изобразительное средство архитектора. Техника акварельной обработки чертежа может быть успешной лишь в том случае, если она опирается на реалистичную живопись и следует ее правилам и закономерностям.

 

«Самое драгоценное свойство красок – их прозрачность… Прозрачность красок – ядро живописной техники. Понять это – значит многое понять в технике живописи.» П. Ревякин

 

Акварель – получила название от французского «акуарелле», от итальянского «акуерелло», от латинского «аква» - вода.

Красящие вещества делятся на две группы:

-пигменты органического происхождения

-пигменты неорганического происхождения

И состоят из веществ красящих (красочных порошков) и связующих (масло, клей, эмульсия).

Органические пигменты растворяются в воде, винном спирте и других растворителях. Применяются в основном для окрашивания тканей, а более прочные, светостойкие – в производстве акварельных и гуашевых красок.

Неорганические пигменты не растворимы в воде, спирте, масле, скипидаре, прочны в смесях друг с другом. Применяются в производстве масляных и темперных красок.

Пигменты неорганического происхождения получают из каменноугольной смолы. Красители бывают анилиновые (фуксин, метилвиолет и др.), антраценовые (ализарин), нафталиновые и др.

Связующие вещества – масла, клеи, сахар, мед и др. – определяют прочность и долговременность живописи. В качестве связующего звена художественных масляных красок применяют жидкие растительные масла (ореховое, маковое, подсолнечное), смолы, воск пчелиный, сиккативы. Основным связующим веществом акварели и гуаши являются клеи растительного происхождения (гуммиариты, лиственный клей, вишневый клей, прагант, декстрин),  мед, глицерин, сахар, патоки, бычья и свиная желчь, фенол.

 

Акварельные краски бывают:

- твердые в плитках, приготовленные в гуммиарабике

- мягкие – в виде теста или медовые

- жидкие

 

Техническими свойствами всяких красок является структура, прозрачность, насыщенность, светлота, долговечность. По этим свойствам можно определить вид краски и способы ее применения в живописи.

 

Структура красочного вещества акварельных красок не одинакова, и они имеют различную прозрачность.

 

Мелкозернистые – полностью растворяются в воде, покрывают бумагу тонким прозрачным слоем. Крупнозернистые – частично растворяются в воде и покрывают бумагу слоем мелких крупинок вещества.

Крупнозернистые – малопрозрачные кроющие корпусные краски (белила, желтый крон, охра, сурик, зеленая хромовая, кобальт,  зеленая хромовая, ультрамарин) придают цвету фактуру, плотность, особенно в освещенный местах и на передних планах. Мелкозернистые – прозрачные (просвечивающие), лессировочные краски (сажа, краплак, изумрудная зеленая, берлинская лазурь, желтый лак, гуммигут) придают цвету легкость, сочность, яркость, успешно применяются в теневых местах, на дальних воздушных планах, в передаче гладких полированных предметов, металлов, стекла, шелка, фарфора и т.п.

Цвет краски определяется цветовым тоном, светлотой и насыщенностью. По цвету краски разделяются на простые, спектральные и сложные.

ПРОСТЫЕ краски – входят в состав полноценного спектра. Спектральный цвет можно составить из простых красок (зеленый – из лазури и желтой; красный – из розовой и желтой; темно – синий, фиолетовый, пурпурный – из лазури и краплака).

СПЕКТРАЛЬНЫЕ краски – все остальные. Их можно составить из простых или спектральных цветов при добавлении к ним черной или белой краски. С добавлением черного и белого к трем основным простым краскам пишут пятью красками.

  

БУМАГА  И  АКВАРЕЛИ

 

Для живописи акварелью чрезвычайно важно качество бумаги! Его определяют:

- БЕЛИЗНА: чем тоньше красочный слой, тем больше света он пропускает к бумаге. Чем белее бумага, тем больше просвечивается красочный слой, тем больше света он отражает.

 Сохранение белизны и свежести бумаги – является постоянной заботой пишущего акварелиста. Сохраняя бумагу светлой и чистой, необходимо очень бережно и осторожно относиться к светлым местам акварели.

 

-ПРОЧНОСТЬ: Вследствие приложенных механических усилий поверхность бумаги делается рыхлой и губчатой и постепенно теряет свое свойство отражать свет, а живопись свое достоинство – прозрачность.

 

-ФАКТУРА, ЗЕРНИСТОСТЬ БУМАГИ: в зависимости от назначения рисунка или чертежа, от материала или способа изображения, выбирают бумагу определенных фактуры, цвета и прочности. Для линейной графики, работы пером наиболее подходит гладкая бумага или полуватман с небольшой фактурой.

 

В живописи акварелью, в архитектурной графике бумага (белая) является важным компонентом выразительности законченного чертежа, живописного произведения, выполняя определенные живописные функции: сама по себе бумага – плоская поверхность; условная воздушная среда, освещенное пространство – в другом случае; цвет архитектурной плоскости стены, стекло – в третьем. Средства контраста, нюансами линий, тона, светотени и цвета раскрываются выразительные возможности белой бумаги.

 

При многослойном нанесении краски зернистость бумаги содействует равномерному оседанию пигмента последующих прописок и прочному сцеплению его частиц с бумагой. При этом первые красочные слои остаются не затронутыми, что очень важно для живописного качества красочного слоя. Цветовые качества красочного слоя обогащает крупнозернистая фактура бумаги, которая делает одну и ту же краску в многогранную поверхность и передает ее зрителю под разным углом освещения.

 

Лучшей для акварели считается плотная бумага с зернистой поверхностью.

  

КИСТИ

 

«Она ведь близкий друг художника, исполнительница его воли. На ее кончике – сердце художника. И как ярко в работе отражаются ее свойства, характер и качества.» А. Остроумова – Лебедева.

 

Для работы кистью надо в момент отдачи раствора краски на бумагу положение кисти должно быть опущенным. Чтобы вобрать раствор краски, кисть следует приподнять. Наносится раствор краски диагональными движениями. И плоскость бумаги заполняется равномерно, не подвергая рисунок опасности возникновения случайных потоков. Нанесение краски под углом 30 – 40 градусов особенно необходимо при ровном покрытии больших плоскостей при архитектурном проектировании. При работе акварелью очень важно качество кистей! Лучший сорт кистей приготавливают из шерсти колонка, куницы или соболя, а более крупные из верблюжьей шерсти. По окончанию работы кисти необходимо промыть и вытереть чистой тряпкой. В случае избытка краски и воды во время работы кисть нельзя трясти – это портит волос кисти и загрязняет рабочее место.

При работе масляной краской, темперой кисти необходимо возможно чаще мыть, так как засохшую у основания обоймы растворить не удается, что приводит кисть в негодность.

  

МОЛЬБЕРТЫ, ЭТИДНИКИ И ДРУГИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

 

Мольберт – специальный станок, в котором предусмотрены установка доски с бумагой и придание ей соответствующего наклона. Дает возможность художнику работать стоя или сидя.

Стиратор – дощечка или подрамник и охватывающая ее рамка, между которой закрепляют увлажненную бумагу; при высыхании бумага натягивается и в работе не коробится.

Складной стульчик.

Зонт.

Фляги для воды.

Скоблилка – нож, которым снимают краску с бумаги в местах бликов на завершающей стадии работы.

Этидник – металлическая конструкция (портативный ящик, продолговатой формы), удобная для хранения материалов в мастерской и в походе на этюды.

Палитра – должна быть из белого непрозрачного материала. На ней собирают краски, тона, на ней строят основу живописного замысла.

Промокашка, губка, карандаши с графитом разной твердости, перо.

  

ТЕРМИНОЛОГИЯ  В  АКВАРЕЛЬНОЙ  ЖИВОПИСИ

 

КОЛОРИТ ИЗОБРАЖЕНИЯ – цветовой облик наблюдаемых предметов или явлений, зависящий от световой среды, от собственного цвета предметов и от чувствительности зрения при данной освещенности.

 

КОЛОРИТ имеет физическую и эстетическую характеристику и определяется:

-прямым и отраженным светом, создающим общий тон картины и окраску светотени предметов

-степенью прозрачности предметов и воздушной среды

-свойством зрения

-мировоззрением художника

 

ЦВЕТ. Семь цветов в солнечном спектре. Основные: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный

Холодные цвета – синий, фиолетовый, голубой

 

СВЕТОТЕНЬ – это сочетание светлых и темных тонов.

 

БЛИК – световое пятно,  находящееся в самом освещенном месте.

 

ГАММА КРАСОЧНАЯ, ИЛИ ГАММА ЦВЕТОВАЯ – это цвета в пределах всего спектра, либо часть их.

 

ТОН  ЦВЕТОВОЙ – одно из основных качеств цвета (наряду с яркостью и насыщенностью).

 

ВАЛЕР – оттенок тона или градации света и тени в пределах одного цвета.

 

РЕФЛЕКС – это цветовое отражение предмета, окрашивающее тень соседнего предмета.

 

ЭСКИЗ – первоначальный набросок будущего произведения (картины, портрета, пейзажа, архитектурного проекта, натюрморта, плаката). Решает основные задачи произведения: идею, сюжетный замысел, основную мысль, выразительность в поисках художественного замысла.

 

ЭТЮД – это художественное произведение, создаваемое художником, архитектором с натуры с целью ее изучения.

 

НАБРОСОК – это основа изображения. Художественное произведение, которое создает художник или архитектор с натуры пером, карандашом, углем, пастелью или кистью и которое передает первое впечатление от натуры.

 

КОМПОЗИЦИЯ – сущность творческого процесса, определяющая достоинство произведения, его идеи, формы и содержания, воздействия на зрителя.

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ  ВКУС  -  способность человека к сознательному суждению о явлениях природы, общественной жизни, эстетических качествах произведений искусства.

  

ЛИТЕРАТУРА: Акварельная живопись для архитекторов. Издательство «Будiвельник» Киев. 1982г. А.А. Горбенко

 

Реклама:Капитал Маркса; Пошив рабочих костюмов, обуви, защитных аксессуаров; Грузовые перевозки; Печенье; Био добавки от давления; О психологии;